Престольный праздник Михайловского храма с. Малая Пурга и автомобильный крестный ход по храмам района

21 ноября в день собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Свято-Михайловский храм села Малая Пурга отметил свое 120-летие.

Построенный и освящённый в 1902 году, храм стал настоящей жемчужиной Удмуртской Республики.  Строился храм примерно семь лет на скудные средства прихожан с большими перерывами. Местом для храма был облюбован небольшой холм на окраине села. При рытье котлована под строительство были найдены останки 13 человек. Это были захоронения марийцев, живших здесь до прихода удмуртов. Марийская деревня, состоящая из 18-20 дворов, носила название «Порга», от корневого слова «Пор» (мариец).  В 1860 году в деревне Порга уже был двуглавый деревянный храм с одним престолом. Именовался он Архангельским. Приход состоял из восьми удмуртских деревень: Малой Бодьи, Миндерево, Чурашура, Порги, Баграш-Бигры, Курегово, Орлово, Курчум-Норьи. С 1869 года Пурга стала селом и центром Малопургинской волости Сарапульского уезда. Первые кирпичи под будущий храм были заложены в 1890 году при настоятеле Архангельского храма, отце Михаиле Полякове. Строительство шло крайне медленно. Прихожане жили в большой бедности, урожаи были низкими. В 1892 году в Малую Пургу прибыл священник  Иоанн Васильев из села Мазунино, который с энтузиазмом взялся за строительство храма в кирпичном исполнении и в это же время вёл церковную службу в старом деревянном храме. Священник быстро снискал себе славу. Читал проповеди на русском и удмуртском языках. Прихожан стало больше. Возобновилось строительство храма, но не было кирпичного производства. Перед началом строительства отец Иоанн обратился к своей пастве с просьбой собрать с каждого двора по несколько десятков куриных яиц. Для того, чтобы стены могли служить несколько сотен лет, требовался кирпич, изготовленный по особой технологии, с применением яичного белка и желтка в качестве связующего. Прихожане охотно откликнулись и со всех близлежащих деревень собирали куриные яйца. Было набрано около миллиона яиц. Внешний вид храма и его ограда вокруг были выполнены в новом русском стиле архитектуры. Авторами проекта были Василий Михайлович Дружинин и Иван Аполлонович Чарушин. Внешне на стенах было множество орнаментов и переходов, карнизы выложены художественной кладкой во всех линиях. Михайло-Архангельский приходской храм стал украшением села, он выглядел строго и величественно… Красиво смотрелся зимой, когда металлические, ажурные кресты покрывались инеем. Со знанием дела были подобраны все десять малых и два больших колокола. Отличался своей звучностью главный колокол, весивший 36 пудов (590 килограмм). Его звон был слышен до шести верст. Трезвон всех вместе взятых колоколов доносился до каждого приходского селения в любое время года. По решению Вятского епархиального епископа в 1908 году отец Иоанн был переведён в Шаркан, а затем в Большую Норью, где и остался до конца своей жизни. В 1908 году в церковный приход был назначен молодой священник Александр Дмитриевич Нагорных 1876 года рождения. Родился в Ярославской губернии в селе Гора Пятница Шопшинской волости в семье псаломщика. В 1897 году окончил Ярославскую духовную семинарию и в том же году поступил учителем Закона Божия в сельскую школу деревни Акашур (возможно, ныне деревни Аксакшур) Бурановской волости Сарапульского уезда. Был женат на дочери священника — матушке Ольге (по архивным данным было трое детей). В 1901 году назначен на должность священника в село Козлово Сарапульского округа, откуда был переведён в 1909 году (в другом источнике в 1908 году) священником в церковь Михаила Архангела в Малую Пургу. В 1925 году Патриаршим Местоблюстителем Высокопреосвященнейшим Петром, митрополитом Крутицким награждён наперсным крестом. В своем приходе новый священник с первых же дней своей службы снискал высокое уважение. Быстро овладел разговорным языком удмуртов. Число прихожан увеличивалось за счёт естественного прироста населения и новых поселений. С 1915 года в связи со строительством железной дороги «Москва-Екатеринбург» на станцию Агрыз приехало много людей, которые тоже пополнили число прихожан храма. Октябрьская революция отделила церковь от государства, а школы от церкви. Всё имущество церковных обществ объявлялось народным достоянием. Начались гонения на духовенство, разрушались и закрывались храмы, монастыри, уничтожалось имущество церквей. Не обошла стороной эта политика и храм Михаила Архангела. По инициативе секретаря районного комитета комсомола М. Добровольского 13 февраля 1930 года было созвано заседание, на котором было решено закрыть храм. В эту же ночь в храме был разрушен иконостас, разбиты иконы. Верующие устроили бунт в связи с закрытием храма. 3 апреля 1930 года священник Александр Нагорных был арестован, 19 мая приговорен к расстрелу. В 1933 году с храма Михаила-Архангела были сняты колокола и отправлены на переплавку (по воспоминаниям очевидцев их не смогли снять и было принято решение взорвать колокольню). В 1933-1935 годы по решению местных властей была разобрана кирпичная кладка, а в 1939 году 29 марта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР Михайло-Архангельская церковь закрыта и здание передано под клуб. Перед началом Великой Отечественной войны здание храма передано под склад и кузницу. К этому времени, в марте 1930 года, на межведомственном заседании при областном земельном управлении Нижегородского отдела Всесоюзного центра МТС «Тракторцентр» было принято решение об организации машинно-тракторной мастерской. В кузнице ковали возовые телеги, лемеха тракторных плугов, различные болты, колёса для телег, подковы для лошадей. В этот период кузница была востребована. Из воспоминаний жительницы Малой Пурги Юлии Григорьевны Егоровой 1935 года рождения: -«Мама рассказывала, что когда хотели снять колокола с храма, двое мужчин поднялись на колокольню, но не смогли отвязать колокол. Один мужчина то ли поскользнулся, то ли высоты испугался, упал и разбился. После этого случая позже колокольню взорвали, она рухнула, а вместе с нею и колокола. Их погрузили и увезли. Когда началась Великая Отечественная война, мне было 6 лет. В 1941 году помню, в подвале храма была кузница, там было очень темно, свет шёл только от огня в печи. В кузнице работали двое мужчин. Дым и копоть поднимались вверх и попадали внутрь храма. Внутри храма лежали различные железяки, изделия с кузницы. Мы, дети, там бегали, играли».

Из воспоминаний жительницы Малой Пурги Александры Александровны Кузнецовой 1919 года рождения «- Родилась в Малой Пурге в простой крестьянской семье, которая пережила революцию, гражданскую войну и разрушение малопургинского храма. Помню, когда хотели взрывать колокольню, собралось почти всё население села. В толпе шептались, верующие переживали молча. В 1942 году ушла на фронт, направили в зенитно-артиллерийский полк ПВО в Мурманск. До конца войны была зенитчицей».

В 60-80-х годах XX века в храме был магазин промышленных товаров. Начиная с 1990 года храм переживает своё второе возрождение. Построенный на окраине села храм теперь оказался в его центре.

Настоятель храма священноинок Арсений наградил усердных прихожан почётными грамотами, а по окончании богослужения был проведён автомобильный крестный ход по храмам Малопургинского района, в котором участвовало более 50 человек. Прихожане посетили храм в честь пророка Божия Илии с. Ильнское, строящийся храм в честь преподобного Серафима Саровского с. Пытсам, храм в честь святителя и чудотворца Николая п. Уром, храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с. Пугачёво, храм в честь Святой Троицы с. Бураново, храм в честь святителя и чудотворца Николая с. Кечёво, и завершился крестный ход в храме в честь святителя Луки Крымского с. Малая Пурга. В каждом храме совершался молебен Архангелу Михаилу.

134

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *