Крещение и Богоявление: два названия — один праздник.

Слава Богу, мои дорогие, вот и сподобил нас Господь снова дожить до великого праздника Богоявления! Праздник, подобно Рождеству предваряемый сочельником, с похожим на Рождественское богослужением, во многих храмах совершаемым в полночь, сопровождаемый обильным окроплением святой водой, возможностью окунуться в крещенскую прорубь, даже для тех, кто никогда и ни за что бы в своей жизни этого не сделал – стал одним из самых любимых и почитаемых в нашем народе.

К сожалению, ни об одной святыне нет столько кривотолков и суеверий, как о святой Богоявленской воде. Но, давайте, обо всём по порядку.
Одним из распространённых заблуждений является то, что люди одну и ту же Богоявленскую воду делят на два вида: Богоявленскую, которая освящается в сочельник 18 января, и Крещенскую, которая освящается в сам праздник 19 января, и приписывают этим водам разные действия. Но разве у нас два разных праздника? Или разными чинопоследованиями освящается вода? Конечное нет. У нас один праздник, который одновременно носит два названия: СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, так как два события – Крещение Господа и Богоявление произошли одновременно. В момент Крещения Христа было явление Бога миру во всех трёх лицах: Бог Отец возгласил с неба; Бог Сын крестился в водах Иордана; Бог Дух Святой в виде голубя сошёл на Христа. Вот почему мы и совершаем таинство Крещения во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Вот как повествует об этом событии святой евангелист Матфей: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф. III:16, 17) Для чего Христос совершил это действие – отдельная тема.
Следует также сказать о самом моменте крещения Господа нашего Иисуса Христа. Не следует понимать Крещение Христово так, как мы его обычно понимаем, как видим его совершающимся в наших храмах. Слово «КРЕЩЕНИЕ» со славянского языка переводится как «ОМОМВЕНИЕ». Из Священного писания известно, что святой пророк и Предтеча Иоанн Креститель принимал приходящих к нему людей, которые исповедовались ему в своих грехах, и видимым знаком этого покаяния и было омовение людей в водах реки Иордан, которое и совершал над ними Иоанн. «…и крестились от него [Иоанна] в Иордане, исповедуя грехи свои». (Мф. III:6). Христос, как безгрешный, не имел нужды в исповедании грехов. Своим Крещением от Иоанна Он указывает на два таинства Церкви, которые будут принимать верующие: Таинство Крещения и таинство Покаяния. Крещение, которое сейчас совершается в наших храмах, впервые было совершено в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошёл Дух Святой. В тот день, люди, вдохновлённые проповедью апостола Петра, крестились, и присоединилось в тот день [к Церкви] душ около трех тысяч. (Деян. II:41).
Богоявленская, она же Крещенская вода является великой святыней, она освящается особым чинопоследованием, которое совершается только в Крещенский сочельник после Литургии и в сам день праздника. Во все дни года, кроме 18 и 19 января, Крещенскую воду принято пить натощак. Этой водой верующие окропляют свои дома, скот, хозяйство, омывают ей больные части тела. Помните, что Богоявленская вода – это не магический предмет или лекарство – это святыня, через которую действует благодать Духа Святого. Поэтому помогает не вода, а Бог, тем, кто с верой и покаянием приходит к Нему. В день Богоявления во всех источниках и водоёмах вода становится освящённой. По этому поводу многие говорят: «зачем я пойду в храм за водой? Я, вон, из крана наберу, целый год простоит». Лично я считаю, что из крана в день Богоявления можно набрать воду тогда, когда нет возможности прийти в храм, и некому принести из храма святую воду. Ведь сегодня, после Своего Крещения в водах Иордана Господь в рабском образе выходит на проповедь, которая закончится Крестом и Голгофой, а значит и нашим спасением. Неужели мы останемся безучастными к этому событию? Неужели, как всегда, просидим у телевизора, а в полночь нальём из крана воды и поставим её хранится целый год как какой-нибудь амулет, а потом будем показывать её друг другу и говорить: «смотри-ка, а ведь не портится».
Не нужно хранить Крещенскую воду целый год, пользуйтесь ей, её Бог дал нам для того, чтобы через неё мы приобщались к благодати Божией, а благодать уже сама будет действовать в вас: кто-то может получит исцеление от болезни, кто-то приведёт в порядок свои чувства, у кого-то станет спокойнее ребёнок. Только помните, что всё нужно делать с верой, верой не в воду и её целительную силу, а в Бога.
В Свято-Михайловском храме богослужения будут совершаться 18 января в 7-30, 16-00 и в 22-00. А в полночь с 18 на 19 января от храма пойдёт крестный ход на прорубь.
Что касается купания в проруби. Это чисто народный обычай. Лично сам я всегда купаюсь. Один совет: трезво оцените свои физические возможности, чтобы не омрачить себе праздник.
Многие из вас пойдут в храм за святой водой, отстоят богослужение, выстоят длинную очередь, чтобы набрать заветную святыню. С чего нужно начинать набор святой воды? Начните его с исполнения заповеди о любви к ближнему. Не толкайтесь, не ругайтесь, не омрачайте праздник себе и другим. Помните, что на вас смотрит Сам Христос, Который сегодня ради вас сошёл в Иорданскую купель.

С ПРАЗДНИКОМ! СО СВЯТЫМ БОГОЯВЛЕНИЕМ!

Благочинный Малопургинского
церковного округа
Сарапульской епархии о. Арсений

16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *